Новости

11 Июня 2021

Сегодня свое 75-летие отмечает легендарный Научно-исследовательский институт парашютостроения, который во многом является визитной карточкой холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех. В стенах Института зарождалось, развивалось и совершенствовалось профессиональное отечественное парашютостроение, разрабатывались изделия для авиационной и космической техники, создавался парашют для приземления первого космонавта… Иными словами – появлялись на свет парашютные системы, о которых говорят не только в России, но и во всем мире.

Как все начиналось…

НИИ Парашютостроения является единственным в России головным разработчиком парашютных систем всех типов и одним из немногих предприятий в мире, которое способно самостоятельно осуществлять полный цикл по созданию парашютных систем и дальнейшему проведению всех необходимых наземных и летных испытаний изделий.

Многолетняя история НИИ Парашютостроения началась 11 июня 1946 года. Тогда приказом Министерства легкой промышленности СССР по поручению Совета Министров СССР на базе конструкторского бюро завода №9 – парашютного завода в Гольяново – был создан Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения (НИЭИ ПДС). С 1958 года Институт входил в систему авиационной промышленности СССР. Спустя восемь лет предприятие переименовали в Научно-исследовательский институт автоматических устройств (НИ АУ), а уже в 1990 году – в Научно-исследовательский институт парашютостроения.

Космическая эра НИИ Парашютостроения

1961 год подарил Институту огромную славу, ведь специально для корабля Юрия Гагарина «Восток-1» талантливые инженеры предприятия впервые в мире сконструировали уникальную парашютную систему, чтобы вернуть на землю советского первопроходца. Да, в реальности космонавту пришлось катапультироваться из кабины и опускаться уже на обычном парашюте, поэтому внутри корабля в момент приземления Гагарин не находился. Но это никак не умаляет заслуги НИИ Парашютостроения. Созданная парашютная система состояла из нескольких парашютов: вытяжного, тормозного и основного. Как писал тогда генерал-лейтенант авиации Н.П. Каманин, «все испытания прошли хорошо».

Кстати, подготовку первая группа будущих советских космонавтов проходила в знаменитом Летно-испытательном комплексе НИИ Парашютостроения, на территории которого испытывались парашютные системы практически всех космических кораблей, созданных на территории нашей страны. Летно-испытательный комплекс основали в мае 1959 года. Генерал Н.П. Каманин выбрал для «космических» тренировок город Киржач во Владимирской области. Помимо Юрия Гагарина, прыжкам с парашютом на окраине Киржача учились почти все советские космонавты: Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и многие другие.

Параллельно с проектированием парашютной системы для Юрия Гагарина в Институте был запущен процесс разработки систем для посадки космических аппаратов на Марс и Венеру. Благодаря кропотливым исследованиям в 1971 и 1974 годах удалось успешно осуществить посадку на поверхность Красной планеты аппаратов «Марс-3» и «Марс-6», а в 1972 году была произведена первая в мире благополучная посадка на поверхность Венеры – парашютными системами НИИ ПС были снабжены аппараты «Венера-7» и «Венера-8».

В 1962 году в НИИ Парашютостроения началась работа над еще одним новым проектом – парашютными системами для корабля «Союз». Первые полеты «Союза» не всегда заканчивались удачно, но с течением времени аппарат совершенствовали, модернизировали, и сегодня он считается самым надежным и безопасным пилотируемым космическим кораблем. В 2002 году был отправлен в космос «Союз-ТМА» – в составе запасной парашютной системы появился тормозной парашют площадью 16 кв. метров. Глобальные изменения в конструкции «Союза» произошли в 2016 году, когда новый «Союз МС» был снабжен многокаскадной парашютной системой.

«В парашютном дивизионе «Технодинамики» НИИ Парашютостроения обладает уникальной компетенцией – только в этом институте создают космические системы. За 60 лет, которые человечество покоряет космос, они не раз подтвердили свою надежность, благополучно доставив на Землю десятки экипажей», – отметил генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков.

Сегодня НИИ Парашютостроения ведет активную работу по разработке парашютной системы для перспективного космического корабля «Орел». По предварительным прогнозам, его спускаемый аппарат будет приземляться с помощью трех парашютов и реактивной системы мягкой посадки, а площадь трехкупольного парашюта будет составлять более 3,6 тыс. кв. метров. А совсем недавно, 9 апреля 2021 года, с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Ю.А. Гагарин», оснащенным надежными и проверенными парашютными системами НИИ ПС.

«Лихие» и продуктивные девяностые

К 1992 году в НИИ Парашютостроения впервые в практике мирового уровня были разработаны сверхзвуковые тормозные парашютные системы. Кроме того, на основании полученных в ходе длительных исследований данных были сформулированы технические предложения по парашютной системе для спасения ракетных блоков массой более 40 тонн. В дальнейшем специалисты института сконструировали новые парашюты для спасения объектов массой до 70 тонн.

В середине девяностых годов НИИ ПС по заказу голландской фирмы FOKKER изготовил парашютную систему для спасения ускорителя бустера европейской ракеты-носителя «Ариан-5». Сегодня эта система успешно применяется по назначению. А в 1990 году Институт участвовал в тендере на разработку системы для французской капсулы «Кариан» и выиграл конкурс с большим преимуществом перед западными конкурентами. Через три года Институт спроектировал и создал парашютную систему спасения капсулы «Экспресс» по заказу немецкой фирмы. В 1997 году капсула успешно приземлилась.

НИИ Парашютостроения. Наши дни

Сегодня институт можно по праву называть лидером российского и мирового парашютостроения. За годы существования талантливым инженерам и ученым НИИ ПС удалось разработать более 5 тысяч видов парашютной техники и внедрить свыше тысячи образцов изделий в серийное производство. Среди них парашютные системы для пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, системы для спасения ракетных блоков массой до 70 т, тормозные посадочные парашютные системы для всех типов самолетов и спасательные для экипажей летательных аппаратов, десантные людские и грузовые системы, специальные парашютные системы и парашютные системы для боеприпасов, в том числе, работающих на сверхзвуковых режимах…

Все начинается с проведения научных исследований и расчетов, а заканчивается – производством и сопровождением в эксплуатации, вплоть до возможной дальнейшей утилизации. Институт даже самостоятельно проводит комплексные наземные и летные испытания для проверки парашютных систем на прочность и надежность. Структурно организация состоит из научно-исследовательских, конструкторских, испытательных и производственных подразделений. Именно тесное и грамотно выстроенное взаимодействие всех отделов обеспечивает успешную работу предприятия.

В 2019 году в институте была разработана уникальная парашютная система «Шанс», предназначенная для спасения людей из высотных зданий во время пожаров. Парашют, не имеющий аналогов в мире, позволяет десантироваться с высоты стандартного девятиэтажного дома – 33 метров. В процессе создания «Шанса» использовались современные материалы, в частности, ткань с малой воздухопроницаемостью на основе полиамидного волокна. Конструкция автоматически стабилизирует положение тела прыгающего человека и не требует навыков управления парашютом. Первым заказчиком спасательного парашюта «Шанс» стала Федеральная служба охраны.

Большой вклад в развитие НИИ ПС внесли и вносят такие конструкторы и ученые, как В. В. Лялин, В. И. Морозов, А. Н. Кондратьев, В. И. Ладыгин, В. А. Апаринов, Н. И. Лопырев, М. А. Кирзунова, Ю. И. Ревякин, В. Е. Шмелев и многие другие. Но в стенах института работают не только опытные инженеры, но и воспитываются и обучаются будущие кадры парашютостроительной отрасли. 4 июня 2021 года холдинг «Технодинамика» вручил документы об образовании первым в России дипломированным специалистам в области парашютостроения, среди которых были и молодые сотрудники НИИ Парашютостроения. Они прошли курс «Разработка и конструирование парашютных систем», запущенный холдингом «Технодинамика» два года назад совместно с МАИ.

Поздравляем легендарное предприятие с юбилейной датой и желаем ему дальнейшего процветания!
coюзмаш