Новости

02 Июля 2020

27 июня в России отмечается День изобретателя и рационализатора. В связи с этой датой мы решили вспомнить исключительных изобретателей и конструкторов, которыми славятся наши предприятия. Истории жизни и трудового пути этих людей удивляют, заставляя восторгаться масштабом их таланта. Каждый изобретатель внес значимый вклад как в развитие отдельных предприятий, так и в достижения всей науки в целом.


«Есть у нас в авиационной промышленности киты, на которых она держится, один из них – это Коротков Федор Амосович»


Лучше и не представишь! Слова гения советского неба А.Н. Туполева прекрасно описывают легенду МПО им. И. Румянцева. Федор Амосович руководил конструкторским отделом завода №33. Блестящему инженеру словно было предназначено сыграть огромную роль в развитии советской авиации, ракетной и космической техники.

В 1934 году Федор Амосович окончил с отличием Военную академию механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина. И в том же году его командировали на московский завод №33. Коллектив предприятия разрабатывал карбюраторы для авиационных двигателей, в том числе и для самолетов экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова, совершивших беспосадочные полеты через Северный полюс в Америку.

Главным конструктором специального ОКБ Коротков был назначен в 1940 году. В годы Великой Отечественной войны моторные заводы испытывали острую нужду в насосах, и тогда коллективу Короткова была поручена ответственная разработка дизельных насосов. А в послевоенные годы на плечи отдела легла сложнейшая задача создания систем автоматического управления и топливопитания для новых реактивных и ракетных двигателей, с которой команда Короткова блестяще справилась. На наших самолетах с оснащенными САУ ОКБ Короткова двигателями советские летчики установили более 100 рекордов. Агрегаты топливопитания САУ и сегодня продолжают обеспечивать надежную работу авиационных двигателей.

Благодаря профессионализму Федора Амосовича, ОКБ-33 внедрило в серийное производство целый ряд карбюраторов для таких двигателей, как М-71 и М-90. Позднее под руководством Короткова были разработаны регуляторы и дозаторы для регуляции процессов перекачки на газо- и нефтепроводах.
На протяжении всего своего трудового пути Федор Амосович пользовался непререкаемым авторитетом, ему удалось воспитать несколько поколений талантливых конструкторов. За большие заслуги перед Родиной Коротков был отмечен многочисленными наградами, а также получил звания Героя социалистического труда и Заслуженного деятеля науки и техники.


«Завод давно стал для меня семьей. А из семьи не уходят…»


95-летняя история Ивановского парашютного завода – это намного больше, чем среднестатистическая человеческая жизнь. Но есть люди, чья жизнь, кажется, это и есть «Полет». Конструктор Владимир Александрович Маляев – из них. Складывается впечатление, что ветеран завода помнит не только все парашюты, выпущенные за треть века, но и каждый стежок, каждую деталь. Судьба Владимира Маляева и хронология парашютного завода неразрывны, как парашютные стропы.

В 1980-х годах, во время службы в ВТА на Ивановском северном аэродроме, Владимир Маляев стал руководить парашютной секцией завода. Тогда советские спортсмены-парашютисты прыгали на серийных парашютах с передним расположением запасного парашюта, в то время как иностранцы переходили уже на ранцы с более удачным, задним расположением обоих парашютов. Идея выпуска нового ранца увлекла Маляева, и созданная им новинка сразу стала популярной среди спортсменов. За год было выпущено около сотни комплектов ранцев. На завод в изобилии сыпались заказы. Модернизированную систему парашютов назвали «Талка».

С 1990 года по 1995 год Маляев был тренером сборной ВВС по групповой акробатике. За это время он стал трехкратным чемпионом СССР по парашютной групповой акробатике, многократным рекордсменом СССР и мира по групповой акробатике и прыжках на точность приземления.

В 1996 году Владимир Маляев сказал новое слово в парашютостроении – его уникальная парашютная система «Мальва» позволила доводить точность приземления до идеальной. Специалисты считают «Мальву» лучшей классической системой в России. Востребованность разработок «Полета» была очевидна – НИИ парашютостроения не занимался на тот момент спортивным направлением. «Мальву-21» испытывала заслуженный мастер спорта Любовь Екшикеева. Именно на этом парашюте она стала чемпионкой мира.

В 2009 году Владимир Маляев ушел на пенсию, его очень тепло проводили. Сам конструктор потом вспоминал: «Завод давно стал для меня семьей. А из семьи не уходят – всегда в курсе «семейных» дел». Однако спустя девять лет Маляева пригласили вернуться на работу. Конечно, отказаться он не мог.


Механизация доводочных работ и сокращение ручного труда


Значительный вклад в техническое перевооружение МПО им. И. Румянцева внес Анатолий Зеликович Рамм, работавший на заводе в 1969-1994 годах в должности начальника конструкторского бюро по механизации доводочных операций плоских и сферических поверхностей.

Анатолий Зеликович обладал уникальной способностью создавать простейшие конструкции станков, на которых обработка велась со стопроцентным качеством, а ручной труд сокращался в 5-10 раз. Всего за период с 1963 по 1982 годы по проектам Рамма было изготовлено и внедрено более 40 наименований станков, а 12 из них и сейчас продолжают работать. В 1971 году разработки Анатолия Зеликовича получили дипломы ВДНХ 2-й и 3-й степени.

Свою кандидатскую диссертацию на актуальную для завода тех лет тему, которая касалась доводки выпускаемых изделий, Рамм написал без отрыва от производства. А внедренные им технологические процессы доводки были заимствованы и другими предприятиями отрасли.

Одним из важнейших изобретений Анатолия Зеликовича стала разработка конструкции специализированного станка доводки цапф шестерен для агрегатов нового поколения. В 1969 году завод получил заказ на производство агрегатов НР-8-2 и РТ-8-2 для самого совершенного на тот момент советского самолета ТУ-154. Это были первые топливные насосы на двигатели нового поколения, и освоение их производства было принципиально важным делом для завода. Сам станок был изготовлен силами специалистов предприятия и многие годы эксплуатировался в одном из механических цехов.


Он прошел путь от электрика до главного конструктора


Весь свой трудовой путь – 52 года – Геннадий Федорович Бирюков прошел на предприятии «Уфимское агрегатное производственное объединение», 28 из них он был главным конструктором завода. Работать на предприятии Геннадий Федорович начал в 1961 году, отслужив срочную службу на Курильских островах, и параллельно успевал учиться в УГАТУ на вечернем отделении.

Огромная трудоспособность, пытливый ум и ответственность способствовали успешному развитию его карьеры. Он начинал слесарем-сборщиком электрических машин, затем работал конструктором по нестандартному оборудованию и, наконец, возглавил разработку и освоение электромашинного и электронного производства.

В 1980-е годы Геннадий Федорович участвовал в важном проекте по разработке взрывозащищенных сейсмостойких электродвигателей для нефтяной и атомной промышленности. В годы сложной экономической ситуации в стране конструкторская служба завода проделала огромную работу по подготовке взрывозащищенных двигателей для запорной арматуры нефтепроводов. Именно Бирюков внес основной вклад в конструирование и реализацию проекта по новым для УАПО изделиям серии АИМ.

Сегодня производство взрывозащищенных электродвигателей достаточно востребовано, поскольку добыча и поставка нефти и газа, а также создание атомных электростанций внутри страны и за рубежом – это одно из приоритетных направлений развития промышленности страны.

Геннадий Федорович Бирюков является Заслуженным Машиностроителем Республики Башкортостан и Почетным Машиностроителем РФ. Он награжден множеством грамот, орденов и медалей.


Новые подходы к гальваническому производству и модернизация станков


Одним из ведущих рационализаторов в истории МПО им. И. Румянцева был Корноухов Юрий Васильевич. Он пришел на завод в 1939 году и проработал там целых 56 лет, занимая должность начальника Конструкторского бюро отдела главного конструктора.

В 1970-е годы на заводе появилась целая группа изобретателей, чьи достижения часто удостаивались наград – медалей и дипломов ВДНХ. В эту группу входил и Юрий Васильевич. Самыми значимыми для предприятия стали его разработки в области реализации новых подходов к гальваническому производству.

Именно Корноухов является автором уникального манипулятора с программным управлением для гальванического участка. Спроектированный им манипулятор не имел аналогов и позволял полностью исключить ручной труд, снизив при этом уровень воздействия вредных химических паров на рабочих.

Еще одним достижением Юрия Васильевича считается создание станков для обработки деталей электрохимическим методом. Всего он спроектировал 29 станков, которые были изготовлены на заводе и там же эксплуатировались. По праву уникальным был его проект модернизации токарных станков: старые станки послужили основой для создания пяти станков-автоматов для обработки массовых деталей. Ему удалось не просто вдохнуть жизнь в устаревшее оборудование, а сделать его современным и автоматическим.

coюзмаш